В месяце сентябре православный церковный календарь отмечен двумя праздниками, связанными с днём рождения. Двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября). Первый праздник – праздник тишины и радости сердца, второй же — памятник человеческой гордости и безумию, день скорби для души христианина.

Остановим своё внимание на празднике Усекновения главы Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель – последний пророк Ветхого Завета, Предтеча Мессии. Основой его проповеди был призыв людей к покаянию. А покаяние — значит исправление своей жизни, отказ от многого того, что для человека является нормой жизни, если это многое противоречит воле Бога, Его заповедям.

Всё шло свои чередом в Иудее тех времён: царь – царствовал, люди решали свои жизненные вопросы, пророк Божий – проповедовал в пустыне и к нему шли люди, которых он крестил «крещением покаяния» (Мк. 1:4). Однажды спокойствие и тишина общества была нарушена: Иоанн Креститель начал обличать царя, за что и был взят под стражу и заключён в темницу. Что вызвало гнев царя? Священное Писание говорит нам: «Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил в темницу, за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6:17-18). В Писании читаем и то, что по-разному относились к Иоанну Крестителю царская чета: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20). Жена же Ирода, Иродиада «злобясь на него, желала убить его» (Мк. 6:19). Однако, из-за отношения царя к святому пророку, не могла убить его. Оставалось лишь выжидать удобный момент. И вот, как сказано в Евангелии: «Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским» (Мк. 6:21). Говорят, что у иудеев не было традиции праздновать день рождения. Возможно из-за того, что такая традиция, с религиозной точки зрения, в какой-то степени является культом человека, а поклоняться нужно Богу, а не человеку. И вот на пиру «дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежащим с ним» (Мк. 6:22).

Читаем далее: «царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего не попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства» (Мк. 6:22-23). Вот и ещё одно размышление для нас: сколько времени мы тратим на различные увеселения и сколько раз за свою жизнь вспоминаем о Боге, открываем и читаем Священное Писание, приходим в храм на молитву, молимся ли мы дома? Большая часть свободного времени – телевизор, компьютер, хобби. Как Ирод обещал полцарства за танец, так и мы большую часть своей жизни отдаём телесным услаждениям, забыв о своей душе. Подученная матерью плясунья просит голову Иоанна Крестителя. «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). Вот итог человеческих удовольствий: цена танца – жизнь человека.

Читая Священное Писание мы должны размышлять и применять прочитанное к своей жизни. Если мы посмотрим на нравы и обычаи окружающего мира, то увидим, что день рождения занимает важное место в нашей жизни: подарки, роскошные застолья, хвалебные речи и всевозможные пожелания. Почему-то мы не задумываемся о том, что календарь отсчитал нам ещё один год прожитой жизни. Год, который уже не вернуть. Почему-то мы забываем о том, что «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лк. 6:26). Есть в сентябре есть ещё один, менее известный праздник: церковное новолетие. В богослужении этого дня содержится главное наставление для нашей жизни. Церковь молится о том, чтобы с помощью Божьей находили христиане в себе силы изгонять из себя растлевающие душу страсти и растлевающие обычаи, чтобы в сердце человека был страх Божий, наставляющий к исполнению Божьих заповедей. Если же этого страха в сердце нет, то все наши торжества превратятся в безумное веселье взять от жизни всё: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (Ис. 22:13; 1Кор. 15:32). Климент Александрийский говорит о таких людях: «Нет, такие умрут не завтра, они уже теперь мертвы для Бога». Людей же, избравших для себя путь покаяния, Церковь укрепляет в их жизненном пути словами Священного Писания: «Дорога́ в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 115:6).

Иерей Георгий Курьян

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *