7 июля (24 июня по старому стилю) – праздничный день церковного календаря. В этот день мы вспоминаем Рождество Иоанна Предтечи. Полное название праздника: Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Иоанн Креститель – самый почитаемый святой Церкви после Божией Матери. Сам Иисус Христос говорит нам об Иоанне: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11).
Иоанн Креститель был последним пророком Ветхого Завета и первым пророком приближения Нового Завета. Предтечей его называет Церковь потому, что он пришёл прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем его называют потому, что именно он крестил Иисуса Христа в реке Иордан.
Священное Писание даёт подробное описание этого события. Изложено оно в Евангелии от Луки.
Родители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – святые праведные пророк Захария и Елисавета жили в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк 1. 5). Благочестивые супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета «была неплодна» (Лк. 1. 7, 36).
Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления архангела Гавриила, который сказал ему: «…не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). По обетованию архангела Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» в знак своей особой посвященности Богу и станет пророком, исполнившись «Духа Святого… еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их», а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, так как он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем. Вскоре Елисавета зачала сына и никому не сообщала о беременности пять месяцев, радуясь чуду Божию, снявшему с нее «поношение между людьми» (Лк 1. 25), т. е. избавившему от бесплодия. Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники ее сорадовались ее радости и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме и требуемый законом Моисея обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником. При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчеркивает нам это обстоятельство очевидно потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Святого Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив доску, намазанную воском, написал на ней палочкой, для этого употреблявшейся: «Иоанн будет имя ему», и все удивились необычайности совпадения желания матери, и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в родстве их. И тотчас, по предсказанию Ангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении стал прославлять Бога, посетившего народ Свой и сотворившего избавление ему. Далее Захария предрекает своему сыну будущее, предсказанное Ангелом, говоря, что он наречется пророком Вышнего и будет Предтечею Божественного Мессии, указывает и цели служения Предтечи в том, чтобы приготовить людей к пришествию Его, дать уразуметь народу израильскому, что спасение его состоит не в чем ином, как именно в прощении грехов.
Прославляя Рождество Иоанна Предтечи, мы обращаемся к его словам: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Эти слова напоминают нам, что наше покаяние не должно быть формальным, лицемерным. Покаяние – изменение своего сердца, своего мировоззрения. Покаяние – это отказ от своего «Я», это добрые дела, которыми мы должны исправить зло, которое сделали в своей жизни. Покаяние – это чистота сердца, так как Слово Божье говорит нам о том, что только чистые сердцем Бога узрят.
Иерей Георгий Курьян
(По материалам портала Православие.ру)