Время Великого Поста имеет важное значение в духовной жизни христианина. Самое важное, что мы должны понять для себя – это то, что пост – не просто отказ от некоторых видов пищи. Это время, которое Церковь призывает каждого из нас посвятить переосмыслению своей жизни, своих мыслей и желаний. Да, телесный пост нужен, но он является помощником для поста наших рук, нашего языка, нашего ума. Не зря Церковь установила перед Великим Постом подготовительные недели, как ориентир для наших сердец; ориентир, указывающий нам на те страсти и грехи, от которых нам нужно очиститься. Великий пост – не время диеты, а время покаяния. Обратимся к церковному Богослужению.
Первая подготовительная неделя перед Великим Постом – Неделя о мытаре и фарисее. Основное напоминание для нас – остерегаться высокомерия и тщеславия по отношению к окружающим нас. Церковь призывает нас избегать фарисейской молитвы, восхваляющей самого себя перед Богом и осуждающей всех и вся. «Не будем молиться по-фарисейски, братия: ибо возносящий самого себя унижен будет. Смирим самих себя пред Богом, как мытарь в дни поста взывая: «Будь милостив, Боже, к нам грешным!»» Если человек в своей праведности презирает других, то его молитва и покаяние пред Создателем — ложь.
Вторая неделя – Неделя о блудном сыне. На богослужении слышим такие слова: «Как блудный сын и я пришел, о Милосердный: все имение истратив на чужбине, я расточил богатство, которое Ты дал мне, Отче. Прими меня, кающегося, Боже, и помилуй меня!» Жизнь человека – дар Творца. Главный вопрос для нашего сердца – качество прожитого мной дня, время уходит и его не вернёшь. Человек – творение, творение непутёвое, не желающее знать своего Создателя. Каждый из нас удаляется в далёкие страны страстей и грехов, забывая Бога. Потом Он приводит нас в чувство и нам остаётся сожалеть о том, что пару десятков лет мы истратили на личные амбиции и желание взять от жизни как можно больше. И начинаем свой путь к Нему с тихой радостью покаяния.
Третья подготовительная неделя – Неделя о Страшном Суде. Церковное богослужение предостерегает от духовной беспечности: «Увы мне, омраченная душа, доколе от злых дел не отстаешь? Доколе беспечности предаешься? Что не помышляешь о страшном часе смерти? Почему не трепещешь вся пред страшным судилищем Спасителя? Что же скажешь ты во оправдание свое? Или какой дашь ответ? Дела твои предстоят для обличения тебя, деяния изобличают и обвиняют». Слышим мы и наставление в том, что плоды веры – наши добрые дела по отношению к окружающим нас людям: «Заповеди Господа познав, так и будем поступать: алчущих напитаем, жаждущих напоим, нагих оденем, странников к себе введем, и пребывающих в темнице посетим, чтобы и нам сказал Тот, Кто будет судить всю землю: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство!»
В четвертую неделю вспоминаем изгнание Адама из рая. В этот же день просим прощения друг у друга, Прощенное воскресенье. Самое сложное для каждого из нас – признать свою неправоту, часто в своих бедах мы опять же виним всех и вся, только не самих себя. Гордость, высокомерие, кичливость наполняют наши сердца. Наши грехи и страсти – это болезни души, пост – время лечения, покаяние – лекарство.
И вот только после этих недель мы вступаем в Великий Пост, зная, на что нужно употребить его время – на очищение сердца и ума, и в церковном богослужении первого дня Великого Поста есть замечательное разъяснение смысла поста: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!»
Иерей Георгий Курьян