21 сентября православные христиане молитвенно отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Но какова история этого праздника? В чём его смысл и значение для христианина 21-го века?

Первые отдельные упоминания о праздновании этого события на Востоке встречаются уже с 5 века, а с 7 века христиане с особой торжественностью чтили этот праздник уже по всей Греции. На Западе, событие Рождества Пресвятой Девы Марии было определено как церковный праздник со всеми надлежащими богослужебными почестями лишь к 13 веку.

О событиях данного праздника нельзя прочесть в Священном Писании, но Священное Предание Церкви сохранило апокриф «Протоевангелие от Иакова», датируемый 2 веком. Из него мы и можем узнать историю еврейской супружеской пары Иоакима и Анны.

В общих чертах, Иоаким был богатым человеком из царского рода Давида, а его жена была из священнического рода Ааронова. У супругов не было детей, да и преклонный возраст уже не позволял на это надеяться. Им приходилось переносить презрение и насмешки в еврейском обществе, так как бездетность в религиозной культуре Израиля воспринималась, как позор, наказание от Бога за грехи и преступления. Именно по этой причине, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило Иоакима, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Архангел Гавриил возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, названная Марией.

В первую очередь, хочется отметить, что Рождество Пресвятой Богородицы – это праздник надежды. Для Иоакима и Анны, как для правоверных евреев, отсутствие детей было серьёзным испытанием не только для их супружеских отношений, но и самой веры в Бога. Ведь религиозный опыт иудаизма говорил, что за верность Богу Израиля и Его заповедям, праведный еврей уже на земле будет счастливо жить в достатке, в окружении своего потомства. Более того, каждый праведный иудей надеялся, что если не от него, то хотя бы от его рода произойдёт обещанный Богом Израилю Мессия. «Бездетность убивала такие надежды, повергала еврейскую семью в крайнюю скорбь, величайшую печаль. Избавлением от такой скорби могло быть только рождение дитяти, как знак особого благоволения Божия (Пс. 126:3), как залог для родителей того, что имя их не исчезнет «между братьями их» (Втор. 25:6; Руф. 4:10)», – пишет профессор М. Н. Скабалланович. Праведные Иоаким и Анна имели все основания для того, чтобы сомневаться в религиозном опыте иудаизма, в частности, в существовании Бога, в целом и общем. Но, во-вторых, надежда укреплялась верой. Верой, как доверием. Такое доверие могут испытывать лишь дети, которые любят своих родителей и более того, они уже имели этот опыт родительской любви, а поэтому, можно говорить смело, что это не столько вера сколько знание о любви родителей. У праведных родителей Пресвятой Богородицы не было знания, но они продолжали доверять Богу, что требовало немалого усилия воли, отчасти даже риска. И третье, как мне кажется, самое главное. Проходя через это, по-особому болезненное для каждого из них, испытание, двое продолжали хранить любовь ко другу. У Иоакима, как человека своей культурной и религиозной эпохи были все основания для того, чтобы развестись с Анной, как с женой, которая не может дать потомство и жениться заново, либо использовать для этой цели рабыню. Закон позволял. Сама культура востока в целом практиковала такие методы решения подобных проблем. Однако, интуитивное милосердие, чуткость души и совести, подсказывали пусть той любви, которая раскрывается уже в Новом Завете, в христианстве: «Любовь терпелива, добра, она не завидует и не хвалится, она не гордится, не может быть грубой, она не ищет выгоды себе, она не вспыльчива и не помнит зла. Любовь не радуется неправде, но радуется истине. Она все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит». (1 Кор. 13: 4 – 7). Так написал апостол Павел, пережив реальный опыт Христовой любви, но от этого момента Иоакима отделяли десятилетия. Итог этого испытания всей жизни – Дева Мария. Как пишет митрополит Антоний Сурожский: «Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо».

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – это праздник тех качеств, без которых невозможна жизнь христианина. Это праздник надежды, веры и любви, «…но важнее из них – любовь». (1 Кор. 13: 13) Пусть каждый верующий христианин найдёт в этом празднуемом событии то, что сегодня и сейчас отзывается в его жизни, в его сердце. Одним – пример супружеской любви и верности, другим – вдохновение на терпение и надежду, но главное, пусть этот праздник станет причиной радоваться и благодарить за то, что Бог, как любящий Отец, несмотря ни на что, более двух тысяч лет назад, продолжил, а после и завершил, дело исцеления (спасения) человека. Сегодня человек имеет доступ к полноте христианства, чтобы найти ответы на фундаментальные вопросы в своей жизни, но главное – возможность вечной жизни с Богом, имя Которого Любовь.

Иерей Алексей Кручко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *