19 августа отмечается Церковью праздник Преображения. Мы вспоминаем событие, тесно связанное с земной жизнью нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа.
Это событие описано в Евангелии. Раскрываем Священное Писание и читаем: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17. 1-2).
Нам известно место события: гора Фавор, расположенная в 9 километрах от Назарета. В IV веке царица Елена возвела на этой горе храм в честь Преображения, а в настоящее время на Фаворе действуют два монастыря: православный и католический.
Возвращаясь к событию Преображения задаем себе первый вопрос: от какого момента отсчитываются упоминаемые евангелистами шесть дней? После беседы Иисуса Христа о Кресте и Царстве Божием: ««Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1)». Господь восходит на Фавор, взяв с Собой Своих трех учеников. Священное Писание указывает и причину этого восхождения: «Взошел Он на гору помолиться» (Лк. 9:28).
В народе праздник Преображения называют «Яблочным Спасом». Это название напоминает нам о древней традиции освящать в этот день плоды. В Греции к этому празднику созревал виноград, у нас же сложилась традиция освящать яблоки. Много смятения возникает по поводу того, что делать с теми же яблоками, которые созревают раньше, можно ли их есть? Ответ очевиден – можно, просто в древности не было таких сортов.
Праздник Преображения раскрывает нам несколько истин нашей веры:
Во-первых, Бог в Которого мы верим – Бог живых, а не мертвых. На Фаворе Спасителю явились пророки Моисей и Илия. Первый, как мы знаем, умер, второй же живым был вознесен на небо. Ученики Спасителя видят же их вместе со Своим Учителем.
Во-вторых, апостолы вновь утверждаются в своей вере в Иисуса Христа, как Сына Божия: «Се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17:5).
Третья истина проста, но она изгнана духом века сего из жизни многих: молитва. С молитвы начинается жизнь души. Не с театра, не с концерта, ни с других наших земных удовольствий. Мы часто путаем духовность и душевность. Душевность – всё что приносит нам удовольствие и наслаждение, но ничего не меняет в нашей жизни. Жизнь же души – молитва создания к Своему Создателю. Но эта молитва не должна приобретать форму, когда мы относимся к Богу, как к золотой рыбке: дай здоровья, дай счастья, дай денег и желательно побольше. Первая ступень молитвы – молитва покаянная, именно покаяние очищает наши сердца, именно покаяние начинает менять нашу жизнь и возводить нас к Богу. Именно покаяние призывает нас исправить все то зло, которое мы совершили в своей земной жизни. Именно с покаянной молитвы начинается преображение наших сердец, нашего мировоззрения и мы становимся причастниками Фаворского света.
Иерей Георгий Курьян