Читая Евангелие мы встречаем следующие слова: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14). В контексте Писания эти слова сказаны о фарисеях, духовных руководителях иудейского народа. И они вполне применимы к нашей сегодняшней жизни. Наш мультимедийный век предлагает громадную массу тренингов, семинаров, вебинаров, лекций и встреч с различными людьми, предлагающими своё видение мира, роли в нём человека и обещающими определённый успех в этой жизни. Политики, экономисты, артисты, представители религиозных течений, экстрасенсы, а зачастую и просто шарлатаны в стиле Остапа Бендера собирают финансовую жатву с доверчивых людей. Видя всё это, то ясно понимаешь, что мозг современного человека – авгиевы конюшни, в которые безостановочно вливается информация. И человек должен совершить воистину титанический труд — расставить всё по местам в своём мировоззрении. И свою помощь в этом нам оказывает Священное Писание: «По плодам их узна́ете их… Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:16,18).
Примером такой слепоты является общественное мнение о Церкви. Одни обвиняют её в пассивности к происходящему в мире, другие кричат о том, что Церковь должна молчать в решении светских вопросов жизни, третьи начинают говорить о необходимости реформ в Церкви. Причём, следует отметить, что все эти критики имеют лишь поверхностные знания о христианстве и пропитаны демагогией.
Ученики Спасителя получили от Него чёткое наставление: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).
В этих словах заключён конфликт этого мира, пронизанного духом века сего и христианства. Мы не хотим учиться, мы не хотим соблюдать, мы не желаем знать правду Божью и не хотим впускать её в свои сердца, по причине того, что нужно перевернуть всё своё мировоззрение и смириться перед Создателем.
Прежде, чем что-то говорить о бездействующей Церкви нужно посмотреть на себя. Может это не Церковь безгласна, а вина лежит на нас? Беда нашего времени в том, что на нас исполняются строки Писания, в которых Господь говорит: «знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:15-17).
Исполняя Слово своего Учителя Церковь учит покаянию. А покаяние приносит в мир свои плоды: избавление от гордыни, тщеславия и высокоумия, ибо «Блаженны нищие духом» (Мф. 5:3); смирение души и воздержание языка, ибо «Блаженны плачущие» (Мф. 5:4). Приносит христианское учение кротость в обращении с ближними и всеми теми, с кем сводит нас жизнь, ибо «Блаженны кроткие» (Мф. 5:5). Призывает Церковь искать Бога и знать Его правду – «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф. 5:6). Призывает и учит Церковь тому, чтобы милость, милосердие к каждому человеку стали одной из основ нашего бытия, ибо «Блаженны милостивые» (Мф. 5:7). Учит нас Церковь оставить вне своей жизни гнев, раздражение, зависть, сквернословие, ибо «Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5:8). Учит нас Церковь хранить мир и согласие в семье и обществе, искоренять всякую вражду и ненависть из наших сердец, ибо «Блаженны миротворцы» (Мф. 5:9). Учит нас Церковь не бояться отстаивать правду в мире, наполненным обидами, творимыми родом человеческим друг другу: «Блаженны изгнанные за правду» (Мф. 5:10). Учит нас Церковь со спокойствием и терпением переносить обиды и насмешки за то, что мы носим имя христианина: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11). Учит нас Церковь не бояться и самой смерти, если мы жили не только по совести, но и по Слову нашего Господа Иисуса Христа: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12).
Итак, перед тем, как начать кому-либо со стороны поучать Церковь что и как ей делать – пусть такой учитель посмотрит на себя и прикусит свой язык, потому что он никогда не поймёт значение Церкви если сам не станет христианином. Нам же всем Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
Иерей Георгий Курьян