В этот праздник в храме всегда бывает народ – люди приносят освящать мед нового сбора. Отсюда происходит и название праздника – Медовый Спас. В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий.
Во-первых, это начало Успенского поста.
Во-вторых, в этот день выносится для поклонения святой Крест. Связано это с тем, что в древности в Византии месяц август считался временем, когда усиливались эпидемии, болезни и прочие бедствия. Это было известно по многовековому опыту. И вот, чтобы укрепиться против болезней и бедствий, чтобы оградить себя от них, в Церкви установился обычай выносить святой Крест на улицы Константинополя, где перед ним служились молебны. Крест Христов есть великое оружие для христиан, великая сила и помощь в бедствиях и испытаниях. И люди по вере получали эту помощь от святого древа Честного и Животворящего Креста Господня.
Во-третьих, воспоминается еще одно важное событие – Крещение Руси святым князем Владимиром, которое, согласно древнему преданию, совершилось 1 августа по старому стилю или 14 – по новому. Можно сказать, что сегодня мы празднуем день рождения нашей Матери-Церкви на землях древней Руси, а также духовное рождение нашего народа, так как, именно в этот день, он родился для жизни истинной и вечной, сбросил с себя темные и скверные рубища язычества и облекся в нового человека, во Христа, в светлые одежды Божией Благодати.И это безусловно для нас есть великое торжество. Воспоминание этого события было установлено совершать в этот день в церквях малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют ещё «Мокрый спас».
В-четвертых, 14 августа совершается память о святых ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.
Казалось бы, какая связь может быть между празднованием Крещения Руси и освящением меда в этот день? На первый взгляд, это два разных церковных установления. Однако в Церкви не бывает ничего случайного, и в том, что именно сегодня мы освящаем мед, можно усмотреть глубокий духовный смысл.Преподобный Макарий Египетский говорит, что все видимое в материальном мире есть образ невидимого, происходящего в мире духовном и в нашей душе. Это значит, что все материальные вещи и явления есть отражение вещей и явлений духовных. В самом деле, ведь мед – это символ небесной сладости, символ Благодати Божией. И потому праздник освящения меда очень созвучен с событием Крещения Руси, ибо святой князь Владимир, крестив русский народ, открыл для него духовный, небесный, истинный мед, дал ему возможность вкусить сладость вечной жизни.
Благодать нужно стяжать, приобрести, то есть потрудиться, приложить усилия к тому, чтобы очистить свою душу от греха и сделать ее сосудом Духа и сосудом благодати Божией. И тут нам опять приходят на память пчелы, а именно то обстоятельство, что истинные христиане бывают похожи на них. Как мудрая пчела летает, трудится, ищет цветы и собирает с них нектар, а от всего горького, вредного и нечистого улетает, так и христиане собирают с цветов добрых дел и чистой жизни нектар Благодати, а от горечи грехов и скверных дел – удаляются. Если мы так живем, то в нашей душе будет все меньше и меньше горечи, то есть грехов и страстей, и все больше и больше небесного меда – Благодати Божией. И если мы не ослабеем и не обленимся на этом пути, если пройдем по нему до конца, то, несомненно, станем истинными и святыми чадами Божиими, законными наследниками Будущего века, в чем как раз и заключается смысл христианской жизни на земле.
Протоиерей Александр Мартинчик