Человек – существо духовное. Об этом свидетельствует изначальное состояние его души, отвергающей ложь, неправду и несправедливость. Извечная мечта человечества – построение светлого мира добра и гуманизма. Жизнь вносит свои коррективы, кто-то приспосабливается к окружающим нравам, а кто-то всё ищет ответ на вопрос как сделать этот мир более гуманным и счастливым. Экономисты и политики, философы и мыслители предлагают людям свои теории, ухватившись за которые человечество в разных уголках земного шара пытается воплотить наяву свою мечту. История же свидетельствует о том, что реализация этой мечты приводит чаще всего к потрясению основ всей человеческой цивилизации: гражданские войны, этнические конфликты, вражда между народами. В двадцатом веке человечество пережило две мировые войны.
Меж тем ответ каждому человеку и обществу на вопрос почему много зла в этом мире и как сделать его лучше существует. И этот ответ каждый из нас может найти в Священном Писании. Евангелист Иоанн Богослов говорит: «свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19).
Земная проповедь Предтечи Иоанна Крестителя и воплотившегося Сына Божьего, нашего Господа Иисуса Христа началась одинаковым обращением к человеческим сердцам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2; Мф. 4:17). Обратить свои души от тьмы греха, страстей и пороков, исправить зло, сделанное нами на этой земле и начать путь к Свету, в котором наша жизнь, к Свету, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).
В Своей Нагорной проповеди Сын Божий, Господь Иисус Христос указывает причину человеческих неудач в построении светлого мира: мы хотим изменить мир, ничего не меняя в себе. Читаем Его слова: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как ты скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:3-5).
С чего начать извлечение бревна из своих глаз? С того, что дома мы находим время для того, чтобы открыть книгу, называемую «Молитвослов» и начинаем молиться утром и вечером. Вечерние молитвы завершаются «Исповеданием грехов повседневных». Это исповедание и есть покаянный труд.
Пред иконой Святой Троицы вспомним о Страшном Суде и начнём оплакивать свою земную жизнь, исповедуя свои грехи, совершённые ранее и в сегодняшний день делом, словом и помышлением. Вспомним и слова святого апостола Павла: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).
Люблю сыто и вкусно поесть – грех объедения. Увлёкся спиртным – грех пьянства, оставил самое вкусное из еды чтобы съесть самому – грех тайноядения. Празднословие – бич нашего времени. Что ни человек – то самый лучший специалист в политике, медицине, экономике и т.д. Празднословие плавно переходит в осуждение близких, соседей, власти. Не удержать язык в изрыгании хулы на всех и вся. Уныние – начало всех бед, не может найти человек себе применения в этом мире: то не так, это не эдак, всё не так. Исповедаем и лень. Хочется всё иметь и как можно меньше работать. Лень порождает зависть: окружающие больше состоятельны, чем мы. И не желаем замечать, что они более трудолюбивы. Прекословие — беда наших сердец. Нам слово – мы сто в ответ. Непослушание. О каком послушании нам говорить, если у нас есть только права, а об обязанностях ничего не желаем слышать? Распускаем слухи, сплетни. Смакуем подробности чужой жизни, возводим всякую напраслину – грех клеветы. Судим всех и вся, а на самого себя посмотреть – нет никакого желания. Грех осуждения прости, Господи! Есть и грех небрежения – в храм не идём на молитву, в сердце верим, Священное Писание не читаем, находим отговорку – не понимаю. О своём смертном часе не вспоминаем и забыли о том, что есть у каждого из нас душа, требующая внимания и самовоспитания. Не заботимся о своём спасении. Зато сколько времени уделяем самолюбованию: вот я какой, какая, не то что другие. А присмотреться — Господи, да все вокруг меня лучше меня и чище перед Тобой. Сколько забот о достатке! Тащим в дом столько, что всего вместить не можем и всё мало. Вот и грех многостяжания. Полбеды, когда достаток собираем законными средствами, беда, когда добавляем к грехам своим хищения, кражи, воровство. Господь же нам говорит: «Не кради», а мы всё тащим к себе, что плохо лежит или всё, что можем унести. И оправдания себе находим: все воруют, и я хоть что-то возьму. А чтобы успокоить свою совесть со всех сторон кричим о борьбе с коррупцией. Следующий грех, называется скверноприбытчество. В «Катехизисе» читаем: «Скверноприбы́тчество – получение дохода, прибыли, наживы скверным, греховным путем; вид страсти сребролюбия. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать». Следующий грех тоже нуждается в разъяснении: мшелоимство. Читаем пояснение: «Мшелои́мство – греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей, болезненное вещелюбие. Разновидность страсти сребролюбия. Из литературных героев был заражён этой страстью помещик Плюшкин из “Мёртвых душ” Гоголя. В современном языке людей, страдающих этим недугом, называют шопоголиками (ониоманами)» (https://azbyka.ru/msheloimstvo). Ревность, зависть – ещё одни привычные для нас грехи. Даже «белую зависть» придумали. Зависть – всегда зависть и ничего белого в ней нет. Гнев – частое явление в нашей жизни, памятозлобие, оно же – злопамятство часто греется в сердце, ненависть – стала для нас привычкой. Не можем мы вместить слово Спасителя: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Лихоимство также всегда в моде в роде человеческом. «Лихои́мство, – 1) чрезмерная алчность к приобретению материальных благ за счёт обирания людей; 2) деяние, соответствующее этой форме алчности; 3) греховная «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник); разновидность страсти сребролюбия».
И все наши чувства не чисты пред Тобой, Господи. И с каждым прожитым днём погружаемся в трясину страстей и грехов. Но Ты призываешь нас к покаянию, к исправлению, к добрым делам. Ты, Господи, не прогоняешь нас, хотя уже давно мы опустились к допототным временам, когда Ты увидел, что «велико разращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Но снова и снова Ты призываешь нас к Себе, говоря нам: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37). Проснувшись же утром, поблагодарим Господа за новый день и наполним его светом веры, т.е. добрыми делами, видя которые люди прославят Отца нашего Небесного (Мф. 5:16).
Иерей Георгий Курьян