Память каждого человека хранит много воспоминаний о людях, встретившихся на его земном пути. Некоторые воспоминая наши сердца хранят до мельчайших подробностей. Иногда такие встречи полностью меняют наше мировоззрение или всю нашу жизнь. А бывает и так, что одна встреча меняет историю всей человеческой цивилизации.
15 февраля Церковь совершает праздник Сретения (Встречи) ветхозаветным человечеством Того, Кто через некоторое время обновит людской род светом Евангелия. Ветхий Завет уступит место Новому Завету.
В Иерусалим приходят Иосиф и Мария. Приходят с новорождённым Младенцем для обряда посвящения ребёнка Богу. Это была не просто традиция и не просто обряд. Это посвящение было установлено Законом Моисея, в память о исходе из Египта и освобождения от четырёхвекового рабства. С сорокадневным Богомладенцем Иосиф и Мария вступают на порог Храма.
При совершении установленной Законом жертвы к Святому Семейству подошёл старик, по имени Симеон. В Священном Писании читаем о нём: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:25-26). Старец не случайно оказался в Храме в этот день, «пришел он по вдохновению в храм» (Лк. 2:27).
Этот день стал днём исполнения пророчества, Симеон не только просто увидел Христа, но и взял Его на свои руки. Приняв Богомладенца Иисуса на свои руки, Симеон мог в спокойствии своего сердца завершить свою земную жизнь. Для нас же наследием той Встречи стала молитва Симеона Богоприимца, являющаяся одной из основных молитв Церковного богослужения: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…».
Вместе с этим, Симеон Богоприимец обращается к Матери Богомладенца с пророческими словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35).
Споры в народе – преследования, которые Спаситель будет терпеть в Своей земной жизни, открытие помышлений – Суд Божий над человеческими сердцами, а оружие, прошедшее сердце Богородицы – Крест Голгофы, на Который взойдёт Её Сын.
В этот же день происходит ещё одна встреча. К Богоматери подошла Анна-пророчица, много лет жившая при Храме и, как сказано в Писании «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37–38). Она поклонилась новорождённому Христу и, выйдя из Храма, понесла горожанам весть о пришествии Мессии. А Святое Семейство, исполнив всё положенное в Законе, вернулось в Назарет.
Такова история праздника Сретения. Однако события той Встречи важны для сердца каждого из нас. Слышим ли мы Бога в своей жизни, являются ли наши земные дела отражением Небесной правды? Приходим ли мы в храм, чтобы встретиться с Ним? И ещё много вопросов можем мы задать сами себе, но самый главный вопрос: готов ли я жить для Царства Божьего и спокойно отрешиться от земных уз? Могу ли и я сказать, подобно Симеону Богоприимцу: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко»? Произошла ли за время моей земной жизни встреча с Тобой, Господи?
Иерей Георгий Курьян