Спас – сокращённая форма от слова Спаситель. В августе месяце народно-христианская традиция отмечает три Спаса: Медовый (маковый) (14 августа), Яблочный Спас (19 августа) и Третий Спас (ореховый, иконный) (29 августа).

Первое, что должен понять человек – это то, что название «Спас» указывает нам на события, связанные с нашим Господом Иисусом Христом. Освящение же мёда, яблок – это традиция, а традиция не должна вытеснять из наших сердец праздник церковного календаря.

Первый Спас, Медовый назван так по причине того, что к этому времени поспевал мёд и начинался его сбор.  Православный христианин помнит о том, что за всё нужно быть благодарным Богу. По этой причине мёд и приносят в храм на освящение. Однако для нас более важны события церковного календаря. Во-первых, в этот день начинается Успенский пост. Верующим выносится для поклонения Крест в воспоминания изнесения Древ Честного Креста Господня. Церковь, накануне Успения Пресвятой Богородицы, призывает каждого из нас к покаянию, переосмыслению и исправлению своей жизни и её дел. Успенский пост самый короткий, но строгий, как и Великий Пост. И пример для нас – чистота земной жизни Пресвятой Девы, её смирение перед Богом и послушание Его воле. Во-вторых, в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен князем Андреем Боголюбским в память знамений от икон Спасителя, Божьей Матери и Честного Креста бывших во время сражения его войска с волжскими болгарами. В-третьих, в этот день мы молитвенно обращаемся к ветхозаветным мученикам Маккавеям. Своей верой они преодолели соблазн вероотступничества и явили нам твёрдость в перенесении мучений за Бога. Вот и основные размышления для нас в этот день: есть ли в нас вера, если есть, то насколько она крепка, насколько чисты наши сердца и наши руки, наш язык? Можем ли мы не только в счастье, но и в бедах сказать: слава Богу за всё? В этот же день в православных храмах совершается чин малого освящения воды в память Крещения Руси. А освящение мёда в этот день, вновь повторюсь – всего лишь традиция.  Многие, почему-то, бегают на рынок или в магазин, чтобы купить мёд и принести его в храм на освящение. Освящаются всё же плоды дел своих рук. В более ранние времена сборщики мёда угощали всех желающих и не забывали о бедных. Есть старинная поговорка, что «на первый Спас и нищий медку попробует». В наш век финансового культа такое редко случается, чаще другие мысли: как бы подороже продать, а не продам – то сам съем.

Второй Спас – Яблочный. Однако снова же – праздник Преображения нашего Господа и Бога Иисуса Христа, празднуемый в этот день — намного важнее традиции освящать в этот день яблоки и виноград. Сын Божий преображается пред своими учениками на горе Фавор, являя им Своё божество. С ним, Спасителем мира, беседуют пророки Моисей и Илия. Их явление пред учениками: напоминание нам о том, что наш Бог – не Бог мёртвых, а Бог живых. И каждый из нас свою жизнь должен посвятить не только земным достижениям и заботам, но и восхождению к своему Создателю. А это восхождение возможно лишь при одном условии: преображении (изменении) своей жизни в свете Божьих заповедей, Священного Писания, правого учения Церкви. Именно поэтому для православного христианина основа духовной жизни – покаяние. В нашей же жизни – снова ненужная беготня в магазин, чтобы купить купить яблоки и освятить их. Освящаются плоды моего урожая, его начатки я приношу в храм.

Есть в народе такое мнение, что до Преображения нельзя есть яблок. В Минее читаем: «Внимай: яко аще кто от братии снесть гроздие прежде сицеваго праздника, то преслушания запрещение да приимет и да не вкусит гроздие весь август месяц». Однако есть одно но. А именно – развитие науки, выведшей ранние сорта яблок. Что делать с их плодами? Поэтому лучше в этом вопросе избегать лишних и ненужных споров, а поступать так, как некогда поступил святой апостол Павел, говоря нам следующее: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3). Да и в общем, чтобы мы не освящали в храме – это не самое главное в нашей духовной жизни, «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 4:17).

Третий Спас празднуется в день перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя. Икона – особый знак Божьей милости к нам. В истории Церкви был период иконоборчества. Из тех событий Церковь донесла до наших дней догматическое обоснование иконопочитания Седьмого Вселенского Собора 787 года: «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Завершая – подведём краткий итог: традиции, вошедшие в жизнь Церкви – живая связь с жизнью народа, однако необходимо помнить о том, что сила традиции, в данном случае – освящения мёда и плодов урожая не должна поглощать в наших сердцах праздники церковного календаря, праздники, напоминающие о том, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Иерей Георгий Курьян

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *